Певчие канарейки
Как уже говорилось, люди заинтересовались канарейками исключительно из-за песни, и лишь значительно позже были выведены цветные и декоративные породы этих птиц. Одно из свойств канарейки, которое привлекло к себе внимание, - умение подражать голосам других пернатых, Имитация, или пересмешничество, наряду с собственной приятной песней сделали канареек незаменимыми обитателями наших квартир, К примеру, в 1970-х годах в нашей стране была выпущена пластинка с записью говорящей канарейки Пинчи, которая прекрасно подражала голосу своей хозяйки и произносила целые фразы.
Старейшая порода певчих канареек выведена еще в XV веке в Испании. Ее название тимбрадос. Как полагают, она была получена путем скрещивания канарейки, вывезенной с Канарских островов, с европейским канареечным вьюрком. Порода тимбрадос существует и по сей день. Она не является родоначальником других пород певчих канареек и представляет собой местную аборигенную породу. Эти птицы поют с полуоткрытым клювом.
На рубеже XVI - XVII веков итальянские одомашненные канарейки желтого цвета появились в Тироле, где велась интенсивная торговля с итальянскими купцами. Из этого города птицы попали в близлежащие шахтерские местечки Имст и Андреасберг.
Спустя несколько десятилетий канароводы научились облагораживать песню своих питомцев, применяя искусственный отбор и обучение песне. В качестве учителей тирольцы использовали лучших местных певцов: соловья, славку-черноголовку, зяблика, коноплянку, жаворонка. Некоторые любители обучали молодых кенаров мелодиям, наигранным на флейте или небольшом органе. Постепенно удалось получить птиц, поющих с закрытым клювом, не очень громко и с низкими нотами. Такая песня называлась тирольской соловьиной песней, а порода канареек гарцскими роллерами. Особенно выдающиеся певцы были в коллекции В.Труте, а позже у Зейферта.
В нашей стране гарцских роллеров иногда называют канарейками дудочного напева. Окрашены они в зеленый, желтый или желто-пегий цвета. Во время пении у самцов вертикальная посадка. Почти все туры (колена) песни кенары поют с закрытым клювом. Особенно ценятся глухие, низкие звуки. В песне бывает до 9 и более туров. Основные из них, за которые птицы на выставках-конкурсах получают наибольший балл: глухой раскат, кнорра и журчащий раскат. Второстепенные туры носят названия: глухой колокольчик, раскат колокольчика, шокель, клохтанье, свистки, колокольчик. Глухой раскат может быть ровным, понижающимся, повышающимся и волнообразным. Его можно передать как "оророророр" или "уруруру-рурур". И чем ниже звучит это колено, тем больше ценится оно.
Кнорра - название звукоподражательное. Эта басовая трель звучит как "кнурррр" или "кнорррр". Лучшие роллеры поют мягко и ровно, без резких звуков, плавно переходя от колена к колену.
Бельгийская певчая канарейка малинуа выведена в конце XIX века в окрестностях города Мехельна. Ранее она называлась фландрская малинуа и по сей день славится не только своим пением, но и красотой, стройностью и изяществом. Поют самцы, лишь слегка приоткрыв клюв. Самые ценные колена песни: журчанье, бульканье и клокотанье. В песню лучших самцов включены колена: кнорра, флейта и колокольчик, изредка - шокель. Заканчивается песня тремя коленами соловья.
Эти три породы зарегистрированы Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ).
В настоящее время продолжается работа по выведению новых пород певчих канареек. В послевоенное время в США и европейских странах началась работа по выведению певчей красной канарейки. Материалом послужили красная цветная канарейка и гарцский роллер. Порода будет называться цветной роллер. Итальянские любители работают над выведением новой породы певчей канарейки фиуме и называют ее итальянский соловей. В качестве исходных форм взяты роллер и малинуа. Полученных птиц обучают пению соловья.
Канароводство в России берет начало в XVIII веке, когда тирольские купцы стали завозить канареек из Имста в Москву. Птицы понравились и хорошо раскупались. Уже в XIX веке канароводство получило быстрое развитие и стало одной из доходных статей в некоторых селах и городах Калужской, Тульской, Брянской и Смоленской губерний. Через Нижегородскую и другие ярмарки канарейки распространялись по всей стране.
У тирольских канареек в то время был еще громкий напев диких птиц, поэтому русские селекционеры принялись за выведение породы певчих канареек, имеющих мелодичное пение, без резких звуков. Селекционеры отбирали самцов, поющих нежными высокими коленами. Использовали и различные способы обучения птиц. "Учителями" канареек были обыкновенная овсянка, большая синица, московка и гаичка. Иногда самые выдающиеся кенары "обучали" своих собратьев. Напев получил название овсяночного. Птицы овсяночного напева были желтые, зеленые или желто-пегие с темными пятнышками на спине. Пели они, как и их дикие предки, с раскрытым клювом.
Особенно ценились павловские канарейки овсяночного напева. Они были хорошо известны в дареволюционной России. Кустариумельцы города Павлова-на-Оке содержали различных птиц, а канареечная охота была доведена у них до совершенства. Павловские канарейки били красивого лимонного цвета, очень стройные, подвижные, с темными глазами. Они отличались своеобразным исполнением и построением песни. В то время павловские любители содержали различных птиц отечественной фауны: зябликов, лесных жаворонков (юл), обыкновенных и горных овсянок, дубровников, различных синиц. Канарейки им ли возможность пополнить свой репертуар красивыми коленами из песен этих птиц. И пошла по России слава рябовской, власовской, чиченковской, емельяновской канареек овсяночного напева.
В среде старых охотников возникла сильная конкуренция по улучшению песни канареек. К учителю кенара предъявлялись высокие требования. Прежде чем отловить овсянку или другого певца, охотник исхаживал немало лесных дорог, прослушивал пение многих птиц. Эта кропотливая работа принесла желанные плоды. Постепенно сформировалась песня павловских канареек. Песня, как правило, начиналась с тройника, двойника или россыпи. В ней были колена большой синицы - куликовое и весеннее, которые ценились высоко, Из песни обыкновенной овсянки кенары переняли колокольчик, отбои, цонканье, пеньканье и другие. В песне слышались и колена лесного жаворонка - юлы: кулики, дудочки, флейта. Песни были очень сочными по тональности с плавными переходами от одного тура к другому, с достаточно широким диапазоном.
Как же можно научить петь канарейку? Кстати, хорошо поют только самцы, а самки либо вовсе не поют, либо имеют негромкую простую песню. Обучают певчих канареек так же, как и сто лет назад. Из самостоятельно кормящегося выводка птенцов отбирают самцов. Молодые самцы начинают тихо бормотать свои песни уже в возрасте 1,5 - 2 месяцев. Их отделяют от группы и помещают по одному в маленькие клетки. Там движения их ограничены. Взрослого, хорошо поющего самца также сажают в маленькую клетку и ставят ее около молодых. Можно все клетки поставить одна на другую - колонкой, тогда кенары не видят друг друга и не отвлекаются от обучения. Самец-учитель много поет, а молодые должны внимательно слушать его песню. Для этого их клетки на 1 - 2 часа завешивают плотной материей или ставят в специальный шкаф. Постепенно голоса у молодых кенаров окрепнут и в январе - феврале зазвучат со всей громкостью, присущей этим замечательным птицам.
При оценке песни молодых половозрелых самцов нужно обращать внимание на присутствие нежелательных колен - брака песни, Это различные скрипы, тявканье, чавканье, трескотня и другие "помарки". Таких колен должно быть как можно меньше. В это время любители производят отбраковку, оставляя на племя только лучших певцов. Для обогащения песни молодых красивыми коленами, кроме кенара-учителя, можно держать рядом таких наших природных птиц, как обыкновенная овсянка, большая синица, московка. Но это можно рекомендовать только опытным любителям, селекционерам-разводчикам.
Павловские любители приурочивали вывод молодняка к летнему периоду. Самцов-учителей (одного-двух) содержали отдельно от самок и молодняка. При обучении молодых ставили в ряд по 8 - 10 клеток, плотно их закрывали и вносили "учителя". За ним строго следили. И если певец уставал и недопевал или пропускал колено, ему давали возможность отдохнуть. Среди молодых кенаров производили строжайший отбор по качеству пения.
В последние годы качество пения русской канарейки заметно ухудшилось. Некоторые любители пытаются обучать птиц при помощи магнитофона. Но это не всегда играет положительную роль при формировании хорошей песни. Колена (туры) природных птиц в исполнении канареек стали звучать искаженно. Необходимо восстановить культуру русского канароводства и продолжить селекционную работу с русской певчей канарейкой овсяночного напева.
В 1978 году Московская секция канароводов-любителей откорректировала прежним шкалу оценок песни русской канарейки, добавив и нее новые колена. Перечислим основные: "запевка" тройник, двойник, прямая; "кулики" - двойные и одинарные; "россыпи" - обыкновенные, бубенцовые, серебристые, кузнечиковые; "овсянки" - обыкновенные, отбойные, подъемные, колокольчик; "бубенцы"; "раскаты"; "отбои" - диин-доон, цоон-цоон и другие; "синицы большие" - обыкновенные, куликовые, весенние; "синицы малые", вставные колена - тляу-тляу, тля-тля, пия-пии, кулики, обыкновенные, юла и прочие. Среди них особенно ценны: "россыпь" - длинная звонкая трель "ририририри..."; "овсянка" ряд звуков более низкого тона, напоминающих нежную песню обыкновенной овсянки; отбой - медленное повторение отрывистых звуков, повторяющееся как "тон-тон-тон..."; "колокольчик" - длинный ряд звуков, напоминающий звон маленького колокольчика. От большой синицы кенары переняли колено "ци-фи, ци-фи, ци-фи" или "кули, кули, кули", которое носит название "кулик".
Нежелательны колена, или диссонансы: рычки, упоры, трещотки, другие резкие и неприятные звуки.
Важным этапом развития отечественного канароводства будет выход на международную арену и официальная регистрация Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ) русской певчей канарейки.
Канарейки – певуньи с канарских островов< | >Приобретение канарейки на рынке |
---|
Далее: |
---|