Пение канареек овсяночного напева

пение канареек овсяночного напеваКанарейки овсяночного напева получили широкое распространение. Их песне отдает предпочтение большинство любителей канареек. Они поют свою песню с открытым клювом. От степени раскрытия клюва меняется тональность и сила отдачи звуков (то усиливаясь и поднимаясь вверх, то понижаясь и утихая).

Канарейки овсяночного напева получили свое название от обыкновенной овсянки, песню которой они восприняли и исполняют мелодичнее, многообразнее и продолжительнее. Эти канарейки в своей песне имеют богатый набор вставных колен, полученных ими от подражания пению других птиц,— например, свистам стрижа, песням всех видов синиц и других птиц. Это еще больше разнообразит песню канареек. Песня канареек овсяночного напева состоит из россыпей и овсяночных трелей. Однако, имея в своем «арсенале» лишь одну из них или исполняя обе эти песни, но невыразительно, коротко и однообразно, канарейка овсяночного напева не будет признана и оценена высоко. Поэтому многие любителиселекционеры ведут большую и успешную работу по восстановлению и улучшению песни канареек овсяночного напева. Но это дело требует многих лет труда.

Песня овсяночной канарейки состоит из начала песни, или запевки; из россыпей; овсяночных трелей, вставных колен; отбоев. Если канарейка пропевает песню, не меняя последовательности расположения колен в песне и повторяя ее по два и более раз подряд с очень короткими перерывами, а лучше без них, то такая песнь будет считаться плановой. Плановой может быть и такая песня, когда канарейка устойчива, без изменений и перестановок колен повторяет первую и последнюю половину своей песни.

Начало песни (запевка, почин) может быть разным: или в виде нежной россыпи (настолько нежной, что ее трудно уловить), или в виде позывок стрижа, повторяемых 23 раза. За это повторение, называемое любителями «двойником», «тройником», птицу ценят довольно высоко. Запевка, по существу, является россыпью, после исполнения ее канарейка переходит на раскаты россыпи.

Россыпи носят такие названия: червячная, серебристая, металлическая, овсяночная, бубенцовая и раскаты россыпи.

Червячная россыпь напоминает нежное стрекотание кузнечика в летний, знойный день. Она непродолжительна. Предпочтение ей отдается тогда, когда она бывает в начале песни.

Серебристая и металлическая россыпи нежны и радуют слух, но, к сожалению, серебристая россыпь встречается редко, и ее заменяет металлическая россыпь, которая грубее серебристой, поется птицами в более низкой тональности, с более выраженной вибрацией и немного звенит. Металлическая россыпь в пении канареек случается довольно часто.

Овсяночная россыпь, в отличие от колена «чистой» овсянки (овсяночных трелей), поется в более низкой тональности и от начала до конца — с ярко выраженной вибрацией — поется ровно, без повышений и понижений в тональности.

Бубенцовая россыпь бывает мелкой и крупной. Она напоминает звон бубенцов. Если бубенцовая россыпь достаточно крупна, то ее называют «бубенцами». Бубенцы, в свою очередь, делятся на открытые (или звонкие) и закрытые (или глухие). Иногда птица делает эти россыпи одну за другой. Но такая хорошая песня встречается довольно редко.

Раскаты россыпи у канареек овсяночного напева пока встречаются очень редко и считаются трудным коленом для исполнения. Раскат определяется усилием звука к концу пропеваемого колена песни. Обыкновенно певец, готовясь перейти с россыпей на овсянки, усиливает звучания песни до «громко», а если у певца хорошие голосовые данные, то он доводит звучание этой россыпи до «очень громко». Певец, переходящий с раската на какую-либо другую песню (на обыкновенную, чистую или светлую овсянку), не обрывая песни, вызывает у любителей пения канареек восхищение.

Овсяночные трели (овсянки) бывают чистые, светлые, отбойные, смеющиеся, подъемные, или горные, пропеваемые канарейкой в изменяющихся тональности и тембре, соответствующих певческим задаткам и голосовым способностям каждой птицы.

Чистая овсянка исполняется канарейкой в высоком регистре, с едва уловимыми вибрациями, с повышением и понижением песни и звучит открыто.

Светлая овсянка почти такая же в исполнении, как и чистая, но звучит ярче. Чередование в песне чистой и светлой овсянок, с понижениями и повышениями у любителей называется «овсяной игрой» и высоко ценится. Чистая и светлая овсянки считаются в песне основными в овсяночном напеве.

Отбойные овсянки при быстром их исполнении напоминают иногда звон колокольчика, а при медленном исполнении звучат поразному и могут быть выражены, как «дондон», «диньдинь», «цонцон». Такое медленное исполнение отбойных овсянок и называется отбоями.

Смеющиеся овсянки представляют собой сочетание согласного X с гласными И или А, повторяемыми несколько раз как «хихихихи» или «хахахаха», и напоминает своеобразный смех. Песня эта красива по музыкальности и часто встречается в пении канареек овсяночного напева.

Подъемная, или горная, овсянка очень своеобразна тем, что птица начинает петь ее в низком регистре, затем постепенно переходит в более высокий регистр и заканчивает песню с замиранием звуков.

Вставные колена в песне канареек овсяночного напева многочисленны и довольно разнообразны, но, как правило, каждая канарейка исполняет их в очень ограниченном количестве. К вставным коленам относятся и позывные синиц, кулика и колена песни других лесных птиц. В основном преобладают и больше всего ценятся вставные песни синиц, как наиболее правильно воспринимаемый при обучении пению молодых канареек тип колен. Вставные колена разнообразят песню канареек, и поэтому к ним сейчас проявляется со стороны любителей большой интерес.

Уже говорилось, что канарейки должны заканчивать песню отбоями.

Отбои могут быть овсяночными и бубенцовыми, пропеваемыми птицами при медленном исполнении и довольно ясно выраженными. Качество отбоев ценится высоко, если они чисто и ярко выражены, с мягкими переходами от одного к другому. Резкие, не чистые и не отчетливо исполненные отбои обесценивают всю песню канарейки.

В песне канареек овсяночного напева встречаются и диссонансы, делающие всю песню не только неудовлетворительной, а часто и совершенно негодной. К ним относятся: рычки, трещотки, цавки и другие резкие, неприятные звуки. Если рычки или трещотки, пропеваемые канарейками очень коротко, мало заметны и еще в какой-то мере могут быть терпимы, то такие неприятные звуки, как цавок, соловей, недопустимы. Канарейка, обученная петь эти колена, представляет собой абсолютный брак.

Песня канареек овсяночного типа приятна тогда, когда одна или немного канареек поют песню одного хода. Если в коллекции любителя имеются птицы разного хода песни, особенно имеющие такой брак в песне, о котором говорилось выше, то слушать такой разноголосый хор становится невозможным: резкие звуки режут слух.




Далее:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить